«Содействие сохранению истории полярной авиации»
Автономная некоммерческая организация

музей полярной авиации

ГУ СМП

Санно-тракторные поезда Полярной Гидрографии
в Арктике 50–80 гг.

Недавно утверждена «Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Хочется надеяться, что начнутся работы по восстановлению разрушенной инфраструктуры СМП. В этом случае может быть полезен опыт предшественников, развивавших Арктику. Сегодня, как и в Советский период, в Арктике практически отсутствует дорожная сеть, а любое строительство требует доставки больших объёмов грузов. Не все грузы могут быть доставлены к местам строительства морским, речным и воздушным транспортом. В этих случаях следует вспомнить о санно-тракторных поездах, которые могут осуществлять перевозку тяжёлых грузов в зимний период как по тундре, так и ледовому припаю. Надёжный опыт организации и проводки санно-тракторных поездов был накоплен в подразделениях Полярной Гидрографии, где мне довелось работать в период 1972 – 1990 гг. В 2016 году на основе собственного практического опыта, совмещённого с теорией «Ледоведения» я написал брошюру «Ремесло штурмана санно-тракторных поездов – мастера ледовых переправ в Арктике». Отпечатанную брошюру отправил в МО РФ, АГВ, СФ, МЧС, РГО и др. Использовалась она или нет не знаю, тем не менее в 2021 году я её переиздал дополнив ещё двумя главами в которых рассмотрел этот вопрос с позиции современных технологий. На мой взгляд санно-тракторные поезда себя не изжили и могут ещё послужить для народно-хозяйственных и военных целей…
В этой заметке собрал фотографии, по которым можно понять, что такое санно-тракторный поезд…
Авторы фотографий: В. С. Новопашин, В. Цыганов, А. Краснов, М. Рубцов, С. Востров, М.И. Лобода.

И. Я Кобленц

1

Василий Павлович Казанцев
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Механик Василий Павлович Казанцев

Василий Павлович Казанцев, в Диксонской гидробазе всю жизнь проработал на механических должностях – судовой механик, механик полярной станции, механик – водитель «ГАЗ-47» или «ГТТ», и везде привносил какие-то новшества. Было у него изобретение, были рационализаторские предложения, а иногда просто давал эффективные практические советы. Сконструированное им, в 1957 году устройство для бурения толстого морского льда, получившее название «Ручная буровая машинка Казанцева», позволило облегчить тяжёлый физический труд и резко повысить производительность на ледовом промере. Этот, простой в изготовлении ледовый бур использовался во всех подразделениях ГП ММФ СССР, на полярных и дрейфующих станциях СП, в Антарктиде до появления всевозможных мотобуров.

В 70 – 80-е годы, в Диксонской гидробазе произошло полное «перевооружение» на современные электро-механические буровые установки на базе вездеходов «ГАЗ-71», тем не менее гидрографы обязательно продолжали брать в экспедицию несколько таких буров, потому что с их помощью, увеличивая длину штанги, можно было пробурить «всторошенный» лёд толщиной более трёх метров, что было не под силу БГМ.
В 90-е годы я, уже будучи геодезистом и работая в тундре на «инженерных изысканиях», для выноса в натуру створов проектируемых газопроводов и нефтепроводов, использовал бур Казанцева для «забуривания» створных вех в многолетнюю мерзлоту – это было гораздо легче, чем долбить её ломом или кайлом. Вспоминал Василия Павловича добрым словом!

Вот сведения о Василии Павловиче из книги «70 лет Полярной Гидрографии»: «Родился 20 сентября 1928 года в селе Б. Мурта Сухобузинского района Красноярского края. Окончил 5 классов в г. Игарке, уехал в Красноярск, где завербовался в 1944 г. в Гидрографическое управление, в экспедицию. Военная специальность – химик-дегазатор. Работал в Диксонской гидробазе, сконструировал бурильную машину, которую использовали на промере со льда в гидрографических базах в Арктике и Антарктиде. Почётный полярник».
1. Знак «Ветеран Полярной Гидрографии», выдавался за 20 лет работы.
2. В кабине вездехода.
3. На причале, около р/к «Чайка».
4. На промере со льда буром Казанцева. В тёмных очках инженер А.Г.Зыков.
5. В торосах с удлинённым буром Казанцева, БГМ здесь не до буриться!


Артемий Григорьевич Дивинец
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Главный инженер гидробазы Артемий Григорьевич Дивинец.

Родился в 1934 году. После окончания ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова, в 1959 году начинает работу в Диксонской гидрографической базе и работает до выхода на пенсию. Проходит по служебной лестнице все ступени от инженера-гидрографа до главного инженера, в периоды отсутствия Алексеева В.С. исполняет обязанности начальника гидробазы. Работает на всех видах гидрографических работ, более чем в двух десятках экспедиций. Принимает участие в одной из Антарктических экспедиций.
Значительный вклад вносит в развитие методики производства промера со льда и улучшение условий проживания экспедиционников в зимних условиях на полевых работах. Большое внимание уделяет внедрению новой техники и технологий при производстве гидрографических и лоцмейстерских работ. Под его непосредственным руководством происходит техническое переоснащение гидрографических отрядов новыми балками, спроектированными и построенными в гидробазе и оснащение новых вездеходов «ГАЗ-71» электромеханическими буровыми установками, также спроектированными и изготовленными механической службы гидробазы.

Награждён значком «Почётному полярнику».
Фото 1. В рабочем кабинете.
Фото 2. На строительстве ледового моста через ледокольный канал в Енисейском заливе.


Сергей Сергеевич Зверлов
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Технический руководитель по привязке АФС Сергей Сергеевич Зверлов
В 70-е годы Диксонская гидробаза принимала участие в привязке АФС с целью обновления топографических карт на полуостров Таймыр.
Техническим руководителем и главным исполнителем этой работы, выполняемой «Союзморниипроектом» был Сергей Сергеевич Зверлов. В то время ему было за 55 лет. Это был человек крепкого телосложения, с густой шевелюрой, всегда в хорошем настроении, очень энергичный – большую часть работы делал сам. Мы знали, что он был участником Великой Отечественной войны, но ни о каких своих подвигах он ничего не рассказывал. Я как-то решил поискать в интернете сведения о нём, как о человеке неординарном и не ошибся. В «Бессмертном полку» нашёл его фотографию, дату рождения и описание одного из ратных подвигов: «Севастополь официально был сдан 03.07.1942 г. Эвакуации почти не было. 120 тыс. Приморской армии и 40 тыс. раненых, находящихся в Инкерманских штольнях, были оставлены. 06.07.1942 г. нашлась боевая единица, на которой ушли полста человек, в том числе и он (С.С. Зверлов), с поручением по доставке в штаб секретных документов. Но катер был подвергнут обстрелу и затонул. Несколько часов он провел в воде под обстрелом, с пристегнутым к руке чемоданчиком с секретными картами. Лишь только ночью его подобрала наша подводная лодка, которая смогла всплыть, и забрать на борт оставшихся в живых. В 1943 г. был переведен в Главный Морской Штаб Военно-Морского флота».
На сайте «Подвиг народа» нашёл сведения о награждении Сергея Сергеевича медалями «За отвагу», «За оборону Севастополя» и юбилейным «Орденом Отечественной войны II степени» в 1985 году. Вот такие люди создавали топографические карты полуострова Таймыр. Вечная им память!

Павел Яковлевич Михаленко
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Заместитель начальника Штаба Морских Операций западного сектора Арктики по гидрографии Павел Яковлевич Михаленко.

Подробная трудовая биография приведена в книге «70 лет Полярной Гидрографии». К ней можно добавить, что Павел Яковлевич закончил свою трудовую деятельность только в возрасте 73 лет и прожил 101 год...

В сентябре 1985 года на юбилейной сессии Диксонского райсовета, которая была посвящена 70-летию полярной станции и посёлка, П.Я. Михаленко было присвоено звание почётного гражданина Диксона. К этому времени исполнилось четверть века его работы в Штабе морских операций Западного района Арктики по гидрографическому обеспечению судоходства.

Фото 1. П.Я. Михаленко в середине 1970 – х годов.
Фото 2. Статья о П.Я. Михаленко в газете.
Фото 4. На встрече в Диксонской гидробазе со «Шпаровцами». (фото В.С. Новопашина).

Михаил Соломонович Пирятинский
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Радиоинженер Михаил Соломонович Пирятинский.

Родился в 1927 году. Лет с десяти, воспитывался в детском доме (интернате) для детей репрессированных родителей. Потом окончил высшее военное училище и служил в Авиации. В качестве авиационного специалиста (радиоинженер), принимал участие в Корейской войне, награждён медалью «За боевые заслуги». В звании капитана попал под «хрущёвское» сокращение в Армии. В 1966 году поступил на работу в Диксонскую гидробазу, на должность старшего радиоинженера, где проработал до выхода на пенсию. За эти годы создал в гидробазе современную радиотехническую службу, которая осуществила переход от ацетиленового оборудования огней и маяков к электрооборудованию бесконтактными электропроблесковыми аппаратами на аккумуляторных батареях, а позднее от РИТЭГов, при этом он сам и его радиоспециалисты: Радыгин В.И., Ефимов А.А., Линенко С.А., Семёнов А.В., Калабин В.А., прошли специальные курсы и получили допуски для самостоятельного обслуживания этих генераторов.
В середине семидесятых годов эти ребята под его руководством внедрили рационализаторское предложение по установке авиационного гирополукомпаса «ГПК — 52» на штурманские вездеходы ГТТ и ГАЗ -71.
Для гидрографов это был серьёзный технический прорыв, сравнимый с появлением в конце девяностых годов GPS– навигаторов. Принимал участие в обеспечении первых продлённых и круглогодичных навигаций на Дудинку. Неоднократно ходил в качестве штурмана санно-тракторных и вездеходных поездов. Был награждён значком «Почётному полярнику». Выйдя на пенсию, вернулся в Лениград.

1. Медаль «За боевые заслуги».
2. В форме ММФ СССР.
3. На фоне наградного знамени. Справа лоцмейстер, орденоносец, «Почётный полярник» Константин Яковлевич Гордеев.
4. Высадка на берег с г/с «Лот», с целью обслуживания СНО. Слева направо:
капитан Е. Камошин, стармех ---, М.С. Пирятинский, ацеттехник Ю.З. Жданов.


Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Начальник гидрографического отряда № 1 Анатолий Георгиевич Пронин.

Был бессменным начальником этого отряда с 1970 по 1983 год. Все эти годы, в зимний период отряд производил крупномасштабную съёмку рельефа дна прибрежной части Карского моря вокруг островов архипелага Норденшельда. Неоднократно, в полярную ночь, водил санно-тракторные поезда по маршруту Диксон – арх. Норденшельда, протяжённостью 600-700 км., продолжительностью до 25 суток. Занимался всеми видами гидрографических и лоцмейстерских работ. Когда возникла необходимость свои знания и опыт передавал Кубинским специалистам. Награждён значком «Почётному полярнику».


1. Значки «Почётному полярнику» - высшая награда ГУСМП при СНК СССР (слева), и ММФ СССР (справа). Самая почитаемая награда в среде полярников.
2. На полевых работах в архипелаге Норденшельда, 1970 – е годы.
3. В Гидрографическом предприятии, конец 1990 – х годов.

Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Бессменный повар гидрографических отрядов Варвара (Валентина) Афанасьевна Терехова.

После службы в армии, армейским поваром VI разряда устроилась работать в гидробазу в 1969 году. С 1973 года постоянно работала поваром гидроотряда № 2 в зимних экспедициях. Неоднократно ходила в командах санно-тракторных поездов, а также «летовала» в лагере, оставляемом на побережье Гыданского залива, после окончания полевых работ до следующего зимнего сезона. Работа повара в экспедиционных условиях, в коллективе численностью 30 человек, тяжёлая как в физическом, так и в психологическом плане, тем не менее она справлялась с ней успешно, были годы, когда работала даже без помощника. Рабочий день повара начинался в пять часов утра и заканчивался около двадцати часов. Чтобы облегчить работу повара в балке-камбузе была установлена судовая камбузная плита, работавшая на дизельном топливе, бак для воды, получаемой из снега емкостью около 300 литров.
Для обогрева камбуза использовалась металлическая сварная печь, топившаяся дровами. Когда не было штатного рабочего по камбузу, то заготовкой снега и дров занимались «добровольцы», чаще всего это были трактористы, завхоз, радист, стармех, начальник отряда, которые большую часть времени работали на территории полевого лагеря. Варвара Афанасьевна была одной из двух работников гидроотряда, полностью отработавших восемь зимних полевых сезонов в Гыданском заливе, начиная от острова Шокальского до села Гыда. В 1980 году вместе с перегонной командой санно-тракторного поезда участвовала в переходе Гыда – Диксон, с форсированием ледокольного канала по ледовому мосту в районе бухты Бражникова.

В 1973 году, гидробаза вызвала на работу в качестве оператора БГМ её брата Сергея Терехова, который также много лет отработал в г/о № 2.

1. Знак «Гвардия». Выдавался военнослужащим воинских частей, соединений и объединений Вооружённых Сил СССР, преобразованных в гвардейские.
2. В балке – камбузе.
3. Встреча в тундре. (вторая слева).
4. В команде санно-тракторного поезда. (четвёртая слева).

Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Лоцмейстер Александр Никитович Тюрюмин.
(Материалы из альбома «Мы жили на Диксоне»).

Родился в 1930 году. В Диксонской гидробазе начал работать в 1949 году, когда она ещё входила в структуру Гидрографического Управления ГУСМП при СНК СССР, и проработал до пенсии. Окончил курсы техников-гидрографов. Был штатным инженером лоцотряда. В навигационный период занимался вводом в действие ацетиленовых огней на навигационных знаках и буях, ремонтом ацетиленовой аппаратуры, строительством и ремонтом навигационных знаков, принимал участие в строительстве маячной башни на острове Большой Медвежий и возможно вместе с бригадой из Архангельской гидробазы строил башню на острове Белуха. Постоянно участвовал в зимних экспедициях по промеру со льда в качестве прораба. В молодости был участником лыжного перехода по маршруту Диксон – Дудинка.
За многолетнюю работу был награждён значком «Почётному полярнику», а за навигационно-гидрографическое обеспечение первых продлённых навигаций на Дудинку, орденом «Знак Почёта».

1. Орден «Знак Почета».
2. На Диксоне в 50-е годы.
3. Статья в газете «Полярная Правда».
4. Лыжная команда.
5. Маршрут лыжного перехода Диксон – Дудинка.
6. На промере со льда в середине 70-х годов.

Владимир Сергеевич Алексеев
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Начальник Диксонской гидробазы Владимир Сергеевич Алексеев.

Отрывок из публикации: «Диксон – снежной Арктики столица, глава 4-2»
Опубликовано 06.11.2018:
«В 1969 году гидробазу принял Владимир Сергеевич Алексеев, который посвятил Диксону свыше 25 лет. Организатор и участник ряда экспедиций, инициатор многих начинаний. По результатам работ с его участием издано 11 адмиралтейских номеров морских карт и одно пособие для плавания в Карском море. Многие гидрографы по праву считают Владимира Сергеевича своим учителем. Двое из них впоследствии руководили Диксонской гидробазой. При нём кардинально изменились жилищные условия гидрографов. Первый 48-квартирный жилой дом в Арктике был построен для гидрографов.
Резко возрос в те годы объём гидрографических исследований, и по промеру со льда гидробаза занимала в Арктике лидирующие позиции. По инициативе В.С. Алексеева на гидрографических работах стал использоваться вертолёт. С помощью Ми-8 не только перебрасывали грузы и людей, но и использовали его для постройки знаков, монтажа радиоизотопных генераторов, а также для работы по промеру со льда».
За многолетний, добросовестный труд в Арктике Владимир Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного, значком Почетному полярнику. Его именем назван пролив в архипелаге островов Каменных в Пясинском заливе.
Фото 1. В рабочем кабинете.
Фото 2. Пролив Алексеева на топографической карте.


Архангельский Евгений Валентинович
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Арктический гидрограф, почётный полярник Архангельский Евгений Валентинович
(12.03.1917–10.05.1991)

Родился в Свердловске в семье врача. В том же году семья переехала в Бузулук, где Архангельский окончил семилетку. Учеба была продолжена уже в Ленинграде: сначала в средней школе №5 Петроградского района, а затем, после года работы лаборантом в Центральной радиолаборатории и телефонном заводе «Красная Заря», в Гидрографическом институте. В 1941 году он получил диплом инженера-гидрографа.
С началом войны Архангельский был призван на флот, окончил командирские курсы и воевал на Черном море на должностях помощника командира и командира морского охотника, командира звена морских охотников, участвовал в десантных операциях под Новороссийском, в Новороссийске, на Керченском полуострове. В конце войны он командовал трофейными немецкими кораблями, а в декабре 1945 года был командирован в Германию в составе спецкоманды Черноморского флота для приемки немецких кораблей.
После окончания войны Архангельский перевелся в Гидрографию Черноморского флота, где прослужил на должности гидрографа отдельного гидроотряда до марта 1947 года. Демобилизовался в звании старшего лейтенанта.
После демобилизации вся трудовая жизнь Архангельского была связана с работой в ГУСМП. Он был начальником лоцмейстерских отрядов Архангельской и Диксонской гидробаз, начальником партии зимовочных экспедиций на Новой и Северной Земле. Достигнув 60-летнего возраста, перешел на должность старшего инженера камерального производства.
Вышел на пенсию в 1984 году.
Умер в Ленинграде, похоронен на Северном кладбище.

Пролив между островом Матрос и островами Евгения Федорова в архипелаге Норденшельда в Карском море. Название утверждено Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 15 сентября 1999 г. № 681.

Долгушин Иван Алексеевич
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Арктический гидрограф, почётный полярник Долгушин Иван Алексеевич.

Родился в деревне Кузнецово Омской области. Перед войной переехал в Нижний Тагил, окончил среднюю школу и с отличием в 1946 году Горно-металлургический техникум, по специальности горного электромеханика. Работал в шахте, а в 1949 году поступил в ВАМУ, получил специальность инженера-гидрографа, определившую его остальную жизнь.
Долгушина направили в ГП ГУСМП на должность главного инженера Диксонской гидробазы. В 1964 году он стал ее начальником.
Жизнь арктического гидрографа по определению полна тяжелейшей, зачастую изнурительной работы с постоянными физическими перегрузками, требующими колоссального терпения, выдержки, умения придти на помощь товарищу, не поддаваться панике в любых ситуациях. Всеми этими качествами обладал Долгушин. Зимой 1959 года он в качестве штурмана участвовал в продолжительном санно-тракторном переходе от Диксона до мыса Челюскина, положившем начало большим ледовым переходам гидрографов. 850 км были пройдены за 22 дня. Огромную роль в успешном исходе этого крайне тяжелого, рискованного предприятия сыграл Долгушин. Идти приходилось и в трескучие морозы, и в пургу при практически нулевой видимости. Часто Долгушину приходилось покидать теплую кабину вездехода и идти впереди с компасом. Чтобы не потеряться он привязывался к капоту машины. Создавалось впечатление, что он тянет караван, преодолевая встречный ветер. При встрече с открытой водой Долгушин всегда имел запас бревен и материалов, сразу же начинал строительство переправы.
Большую часть своей недолгой жизни Долгушин провел на Таймыре, внеся неоценимый вклад в картирование его берегов.
Конец жизни он провел в теплой Одессе, но этот период оказался очень коротким. В Одессе Долгушин умер, там и похоронен.

Мыс в Таймырском заливе Карского моря. Название утверждено решением Красноярского крайисполкома от 25 февраля 1976 года.


Крутов Григорий Степанович
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Арктический гидрограф, почетный полярник Крутов Григорий Степанович .

Родился в селе Золотое Саратовской губернии в семье крестьянина. Начинал свою трудовую деятельность на текстильной фабрике в Саратове, затем в Астрахани работал на судоремонтном заводе. В 1933 году окончил рабфак при Тракторном заводе в Сталинграде, в том же году переехал в Ленинград и поступил на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1935 году Крутов перевелся в Гидрографический институт ГУСМП, что и определило всю его последующую жизнь. После получения в 1938 году диплома инженера-гидрографа он был сразу назначен заместителем начальника гидрографического отдела Гидрографического управления. С 1939 года началась работа Крутова непосредственно в Арктике. Сначала он возглавил гидрографический отряд на гидрографическом судне «Мурманец», затем на гидрографическом судне «Полярник», в 1941 году перешел старшим гидрографом в зимовочную экспедицию. В 1942 году Крутова перевели в Архангельскую гидробазу, где он возглавил гидрографический отряд на гидрографическом судне «Циркуль». Проработав в этой должности год, стал начальником промерной партии в зимовочной экспедиции. После войны Крутов продолжал работу в Гидрографическом управлении, а в 1947 году был откомандирован в Северную проектно-изыскательскую экспедицию Арктикпроекта. Вернувшись в 1950 году в Гидрографическое управление, Крутов до 1954 года был начальником Нордвикской лоцмейстерско-гидрографической экспедиции, затем перешел в Диксонскую гидробазу, где и проработал до конца своей недолгой жизни. Заслуги Крутова отмечены орденом «Знак Почета» и тремя медалями. Умер на Диксоне, похоронен в Ленинграде на Коммунистической площадке Ново-Волковского кладбища.
Мыс Крутова

Из «Топонимики морей Советской Арктики». Попов С.В. Троицкий В.А.: «КРУТОВА — юго-восточный мыс о. Сибирякова. Назван диксоновскими гидрографами (по предложению Н. М. Алеева) в память гидрографа Григория Сергеевича Крутова (1906-1964), который в 1958-1964 гг. ведал навигационным ограждением Енисейского залива».

Название утверждено решением Красноярского крайисполкома от 8 апреля 1964 года.

2

Осокин Юрий Петрович
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Осокин Юрий Петрович

Родился 12 октября 1932 г. в Костромской области. Окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. С.О. Макарова в 1955 г.

Работал в Диксонской гидробазе инженером-гидрографом, затем начальником полярной экспедиции. В 1962 г. переехал в Архангельск, где был назначен главным инженером Архангельской гидробазы.

С 1966 г. - начальник Архангельской гидрографической базы. В начале 70-х гг. гидрография оснащается новой технической базой, разработанной по последнему слову тогдашней техники. Гидробаза успешно строит новый флот, по контракту с Финляндией. В 90-е гг. перешел на работу на должность начальника навигационной камеры Архангельской гидробазы.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982), медалями, знаком "Почетный полярник".

Скончался 31 августа 2004 г. Похоронен в Архангельске на кладбище "Южная Маймакса".

В 2019 г. его имя было присвоено гидрографическому катеру.


Радзеевский Виктор Александрович
Диксонская гидрографическая база ГП ММФ СССР, 70-е годы

Радзеевский Виктор Александрович
1910-1944 гг.

"Имя отважного полярного исследователя, морехода и воина В.Радзеевского нанесено на карту Родины. Отныне его имя будет носить безымянный ранее пролив, что разделяет острова Красин и Добрыня Никитич в архипелаге Норденшельда."
/ТАСС/ «Известия» 24 мая 1974 года.

"…26 августа 1963 года мысу на западной оконечности острова Гогенлоэ в архипелаге Земля Франца Иосифа было присвоено имя гидрографа и капитана дальнего плавания В.А.Радзеевского."
«Правда Севера» 29 июня 1973 года.

8 сентября 1944 года в Нарвской губе на Балтике прогремел взрыв. Во время боевого траления минного поля подорвался тральщик.
Часть экипажа погибла и среди других моряков – флагманский штурман дивизиона тральщиков В.А.Радзеевский.

Виктор Александрович Радзеевский по призванию моряк-исследователь не был
профессиональным военным. Он стал им только с начала Великой Отечественной войны.
Кто же этот человек? Почему его имя вошло в бессмертие?

Виктор Александрович Радзеевский родился далеко на юге, в городе Чарджоу Туркменской ССР. Первое знакомство с морем произошло в 20-х годах в Севастополе. Детство было трудное и недолгое. В 14 лет, чтобы как-то поддержать больную мать, он поступает юнгой на гидрографический катер «Лоцман».
Катер обеспечивал маяки вдоль побережья Черного моря продовольствием и материалами.

Первые плавания произвели на юнгу неизгладимое впечатление, и он твердо решил связать свою жизнь с морем.
Учиться пришлось самостоятельно. Экстерном, сдав экзамены за среднюю школу, Виктор Радзеевский поступает в Ленинградское Морское училище.В 1931 году, получив диплом судоводителя, молодой штурман – четвертый, а затем третий помощник капитана на пароходе «Сучан».

На этом судне ходил в Англию, Гамбург, Константинополь, Сингапур. Океан навсегда пленил Виктора Александровича. Он мечтал о плавании в Арктических морях, о работе на Крайнем Севере. Мечте суждено было сбыться.

1932 год – навечно вошел в историю освоения Северного морского пути.Тогда к берегам Калымо-Индигирского Края, в недрах которого геологи нашли богатейшие месторождения золота и олова, двинулась целая армада судов: «Анадырь», «Сучан», «Урицкий», «Север», «Микоян», «Красный партизан» во главе с ледоколом «Ф.Литке».

Суровая и холодная земля нуждалась в людях, машинах, во всем том, что нужно для индустриализации Калымского Края.
В этот год на востоке Арктики сложилась крайне тяжелая ледовая обстановка.
Не взломанный лед начинался сразу за мысом Дежнева. Немало усилий приложили люди, доставляя груз к месту назначения, но уйти, обратно не удалось.

Штормовая погода вынудила суда зазимовать у берегов Чукотки в Чаунской губе.

В короткую навигацию следующего года судно «Север», на которое В.А.Радзеевского перевели старшим помощником капитана, также не вернулось во Владивосток.
Спасая груз с тонущих барж и погибшего во время шторма парохода «Революционный», «Север» вынужден был остаться на вторую зимовку у мыса Беллингса. Во Владивосток экспедиция вернулась только через два года, в 1934 году.

Малая изученность арктических морей и недостоверность навигационных карт поразили молодого моряка и укрепили его в желании посвятить себя освоению Арктики. Бесценный опыт, полученный на зимовках у берегов Чукотки, позволил 26-летнему моряку руководить строительством гидрографического судна «Торос».
В 1936 году он становится капитаном этого судна и, возглавив экспедицию, успешно зимует на архипелаге Норденшельда. Вместе с товарищами по экспедиции выполнен большой объем комплексных гидрографических работ.
Зачастую рискуя жизнью, шли гидрографы в неизведанное. И там, где они проходили, оставалось все меньше «белых пятен».

Пролив Матисена тогда впервые был покрыт системой промерных галсов. Неизвестные банки и опасные места нанесены на карту. Уже в 1939 году, ориентируясь указаниями, добытыми экипажем «Тороса», через пролив без оглядки пошли суда и ледоколы.

Радзеевский, кроме того, выполнил наблюдения, которые позволили НАНЕСТИ НА НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ ТОЧНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ МАГНИТНОГО ОТКЛОНЕНИЯ.
Был сделан вывод о НЕОБХОДИМОСТИ УЧИТЫВАТЬ ВЕЛИЧИНУ СУТОЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ КОРАБЕЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ КОМПАСОМ.

Многие из островов гидрографы нанесли на карты. Капитан «Тороса» давал им названия, стараясь придерживаться сложившейся системы морских «ледокольных» названий. Более 20-ти географических наименований появилось тогда на карте Северо-западной части архипелага Норденшельда.

Виктор Александрович стал признанным специалистом-гидрографом, исследователем «белых пятен» на карте Крайнего Севера. Будучи одновременно мореплавателем, он до самого начала Великой Отечественной войны продолжал важные гидрографические работы, за что награжден Орденом Трудового Красного Знамени и Знаком Почетный полярник.

В книгах, написанных неутомимым исследователем: «Гидрографические работы в Арктике» и «Стахановцы Арктики», обобщен ценнейший опыт активной зимовки судна и неизвестной ранее методики промеров со льда в арктических условиях. По этим книгам в дальнейшем учились поколения полярных гидрографов.

Незадолго до начала войны Радзеевскому предстояло участвовать в экспедиции в Карском море. Но в Арктику идти не пришлось.

Началась Великая Отечественная война.
С первых же дней он добровольно вступил в ряды Краснознаменного Балтийского флота.

Пожелтевший от времени НАГРАДНОЙ ЛИСТ на флагманского штурмана младшего ОВР КМОР КБФ капитан-лейтенанта Радзеевского рассказывает о его боевой жизни:
«За прошедшую кампанию 1943 года в качестве штурмана провел 18 конвоев между Кронштадтом и Лавенсаари и 11 походов отдельных кораблей. Проводил первый и последний конвой.
Штурманом конвоя назначался на наиболее трудные и ответственные конвои, как например,после постановки противником магнитных мин на основном фарватере, проводил конвои по 80-метровой протраленной в первую очередь полосе, работал зачастую в плохую видимость.»

Капитан-лейтенанту Радзеевскому, имевшему опыт ледовых плаваний, было поручено обеспечение безопасного движения кораблей ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ 52-х ТЫСЯЧ БОЙЦОВ 2-ОЙ УДАРНОЙ АРМИИ И. ФЕДЮНИНСКОГО С ЛИСЬЕГО НОСА ЧЕРЕЗ КРОНШТАДТ НА ОРАНИЕНБАУМСКИЙ ПЛАЦДАРМ.
С этой задачей он справился.

«Во время перевозок войск Ленфронта в Ораниенбаум, когда из-за тяжелых ледовых условий во льду застряло и осталось много кораблей и барж, работал по отысканию и выводу этих барж, за что получил благодарность от командующего КМОР.

После полного замерзания провел три конвоя до острова Лавенсаари без трального обеспечения, проведя корабли точно по фарватеру в тяжелом торосистом льду.

Когда большой буксир с баржой на трассе на Лавенсаари из-за штормовой погоды был снесен далеко с фарватера и попал на минное поле в пределах действия артиллерии противника, штурман, благодаря точному знанию плотности поля в различных местах, под ураганным огнем противника, вывел буксир с баржой по наиболее безопасным местам на фарватер.

За проявленные находчивость, мужество, стойкость и самоотверженность при проводке караванов тов.Радзеевский удостоен правительственной награды орденом «Отечественной войны 1-й степени».
Начальник штаба ОВР КМОР КБФ капитан 1 ранга Шомраков.
14 марта 1944 года.»

После разгрома гитлеровцев у Ленинграда советские войска гнали фашистов на запад. Вместе с линией фронта передвигались и те, кто был всегда впереди.
Это был «ЩИТ РОДИНЫ».

Блокада Ленинграда снята, враг отброшен к Нарве. Восточный берег Нарвского залива наш, но у берегов осталось обширное минное заграждение. Заграждение противокатерное. Углубление мин около одного метра.

24 июня 1944 года Радзеевский переведен в I бригаду траления II дивизиона.
Ежедневно и ежечасно, рискуя жизнью, зачастую вручную, очищали моряки воды Финского залива.

В ночь на 8 сентября 1944 года Радзеевский вышел для выполнения боевого задания на флагманском тральщике-стотоннике.Тральщик подорвался на мине-ловушке.

Семья получила извещение:
«…В БОЮ ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТЕЧЕСТВО ВЕРНЫЙ ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ, ПРОЯВИВ ГЕРОЙСТВО И МУЖЕСТВО, УБИТ 08 СЕНТЯБРЯ 1944 ГОДА.
ПОХОРОНЕН В МОРЕ.»

Так погиб капитан-лейтенант Виктор Александрович Радзеевский, Почетный полярник, вдумчивый исследователь Арктики, отважный моряк.


Дочь моряка –
Радзеевская Наталья Викторовна
Контакты:
+7 (926) 426-94-80
polaraviation@bk.ru
Реквизиты
ИНН 2469004676
КПП 246901001
ОГРН 1222400006366
АНО "Содействие сохранению истории полярной авиации"
Адрес:
647340, Российская Федерация, Красноярский край,
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район,
пгт. Диксон, ул. Воронина, д. 4, кв. 37