«Содействие сохранению истории полярной авиации»
Автономная некоммерческая организация

музей полярной авиации

В памяти на века

1

Водопьянов Михаил Васильевич
6 (18) ноября 1899 г. — 11 августа 1980 г.

В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.

С 1934 по 2004 год Коломенский аэроклуб ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ СССР, РОСТО носил имя М.В. Водопьянова.

Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского аэроклуба им. М.В. Водопьянова.

В 2004 году — почтовый конверт России, посвящённый первым Героям Советского Союза.
Пароход «Водопьянов» в Амурском речном пароходстве.

Почётный гражданин Липецка (август 1969).

Именем Водопьянова названы:
- Школа № 9 в Липецке;
- Улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР;
- Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район).



Памятник М. В. Водопьянову установлен в 2013 году в Москве на Ходынском бульваре по решению Правительства Москвы. Скульптор А. В. Головачёв.

Село Донское в 1934—1958 годах переименовывалось в честь М. В. Водопьянова в Водопьяново.

С 2011 года центр образования № 25 в городе Старая Купавна носит имя М. В. Водопьянова.

ГБОУ города Москвы Многопрофильная школа № 1449.




Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот».

После возврата самолёта лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).




Рассматривался вопрос установки памятника на родине героя в Липецке. Предполагалось, что памятник будет установлен в канун 110-летия со дня рождения Водопьянова. В итоге, памятник был поставлен 19 ноября 2019 года, к 120-летию знаменитого лётчика.

Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».


Махоткин Василий Михайлович
1904 – 1974 гг.

Став одним из лучших летчиков, Махоткин постоянно выполнял различные задания правительства. В 1933 году он проводил аэросев хлопка в республиках Средней Азии, в это же время осуществлял многочисленные дальние перелеты на самолетах транспортной авиации, работал на пассажирских авиалиниях Баку – Тифлис, Баку – Красноводск, Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Красноярск, на северо-западе СССР, в Карелии.

Очевидно, что такой профессионал и человек, как Махоткин, не мог остаться в стороне от участия в освоении Советского Заполярья. В 1934 году он добровольно перевелся в полярную авиацию и вскоре осуществил 1200-километровый рейс на специально оборудованном для полетов в Арктике гидросамолете «СССР-Н-26».

Имя Махоткина в 1930-е годы не сходило со страниц центральных газет. Он обеспечивал арктические экспедиции, проводил ледовую разведку, летал на Диксон, обслуживал строительство Норильска, не раз попадая в сложнейшие ситуации и с честью выходя из них.

В марте 1936 года он совершил рекордный перелет на линии Красноярск – Дудинка, за один летный день покрыв расстояние 2 400 километров по маршруту Красноярск – Дудинка и обратно до Игарки.
Остров (Пилота Махоткина) в Карском море в архипелаге Норденшельда восточнее острова Таймыр. Был обнаружен во время полетов 1932 и 1935 гг. полярными летчиками А.Д. Алексеевым и М.И. Козловым. В 1936 году это открытие было подтверждено гидрографическими экспедициями. Описан, нанесен на карту и назван в 1937 году первой зимовочной экспедицией ГУ Главсевморпути (1936–1937 гг.) на г/с «Торос» под руководством Н.Н. Алексеева.


В 1936 году правительство одобрило план высадки на Северном полюсе научной дрейфующей станции. В рамках подготовки к этой уникальной операции был организован полет на ЗФИ двух самолетов, пилотируемых М.В. Водопьяновым и Махоткиным. Цель полета заключалась в изучении воздушной трассы и поиске места для наземной авиабазы, с которой будут осуществляться полеты на полюс.
Василий Махоткин
Знаменитый полярный лётчик.

Нагурский Ян Иосифович
8 февраля (27 января) 1888 г. — 9 июня 1976 г.

В честь Яна Нагурского названы:

- Мыс Нагурского в северной части острова Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа;

- После окончания Великой Отечественной войны на острове Земля Александры известным полярным лётчиком-героем СССР Ильёй Мазуруком в 1947 году основана авиабаза «Нагурское», названа в честь первого полярного лётчика Российской империи – Яна Нагурского, а в 50-х годах появилась и одноименная полярная станция;

- С мая 2007 года — база пограничной службы ФСБ России «Нагурская» на Земле Александры[12]. 80°48′38″ с. ш. 47°39′01″ в. д.HGЯO, см. также вид базы в 2008 году;

- С 2020 года введён в эксплуатацию самый северный круглогодичный аэродром «Нагурская», обеспечив остров регулярными сообщениями с Большой землёй.

Осипенко Полина Денисовна
8 октября 1907 – 11 мая 1939 гг.

Жизнь Полины Осипенко была недолгой, но она успела войти в историю как храбрая летчица, рекордсменка и Герой Советского Союза. Память о летчице до сих пор жива в книгах, архивных записях и черно-белых фото.
Лейтенант Осипенко возглавила женский экипаж, чтобы отправиться по замкнутой кривой из Севастополя в Архангельск. На выполнение задания понадобилось более 10 часов, а расстояние составило 2416 км, но совершить задуманное все же удалось. Она получила орден Ленина и была повышена в звании.
Главный рекорд Полина Денисовна побила вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой в сентябре 1938 года. Летчицы отправились из Москвы на Дальний Восток.
С 17 июля 1939 по 1958 год её именем назывался город Бердянск.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июня 1939 года Кербинский район Нижнеамурской области Хабаровского края переименован в район имени Полины Осипенко. Этим же указом село Керби — административный центр района тоже был переименован в село имени Полины Осипенко.

В честь П. Д. Осипенко названо её родное село (ранее с.Новоспасовка) и музей при местной сельской школе.
Именем П. Д. Осипенко была названа улица в ЦАО города Москвы района Замоскворечье. Прежнее название улицы восстановлено, а имя П. Д. Осипенко присвоено новой улице в САО города Москвы Хорошевского района.

В селе Осипенко (Запорожская область) установлен её бюст.
В городе Бердянске — памятник.



Её именем названы улицы и площади в Армавире, Архангельске, Бендерах, Березниках, Виннице, Витебске[8], Великом Устюге, Владивостоке, Владимире, Волгограде, Воронеже, Выксе, Вязьме, Гродно, Дальнегорске, Димитровграде, Днепродзержинске, Ейске, Екатеринбурге, Елизово, Жуковском, Измаиле, Иркутске, Ишиме, Йошкар-Оле, Камышине, Калининграде, Керчи, Киренске, Коломне, Краснодаре, Кокшетау (Казахстан), Кореновске, Липецке, Луганске, Людинове, Мариуполе, Макеевке, Медногорске, Мелитополе, Минске, Могоче, Москве (три улицы), Мурманске, Муроме, Никополе, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Новосибирскe, Оренбурге, Орле, Павлодаре, Перми, Петропавловске (Казахстан, позже переименована в улицу Егемен Казахстан), Петропавловске-Камчатском, Полоцке, Пучеже, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Рязани, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Свободном, Сергиевом Посаде, Синельниково, Симферополе, Смоленске, Советской Гавани, Ставрополе, Ступине, Сыктывкаре, Тамбове, Твери, Томске, Туле, Тюмени, Харькове, Химках, Челябинске, Черкесске, Чите, Элисте, Якутске и других городах, микрорайоны в Запорожье, Барнауле, райцентр и район в Хабаровском крае, Уфе.
Имя Осипенко в 1939 году присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, Бердянскому учительскому институту (педагогический институт, позже университет).
Осенью 1940 года в городе Вижница Черновицкой области была организована ремесленная артель имени Полины Осипенко, однако после оккупации города немецко-румынскими войсками (5 июля 1941 года) она прекратила своё существование
В городе Кокшетау — памятник (1984) см. Памятники Кокшетау, также был заложен сквер имени П. Д. Осипенко.
В селе Высокое (трасса М-5) Рыбновского района Рязанской области (на месте гибели) — обелиск.
Сорт сирени «Полина Осипенко» выведен московским селекционером Л. А. Колесниковым.
В 1940 году в Крыму основан совхоз-завод «Полина Осипенко», одно из крупнейших виноградных хозяйств Крыма. Из мускатных сортов винограда, произрастающих на землях совхоза-завода, Инкерманский завод марочных вин изготавливает белое полусухое вино «Мускат Осипенко».
В городе Комсомольск-на-Амуре — памятная табличка на доме по улице Кирова, в котором временно проживал экипаж самолёта «Родина» после своего спасения.
В городе Барнауле — квартал в Железнодорожном районе.
Именем Полины Осипенко названо грузовое судно.
В Республике Казахстан: в городах Алматы и Петропавловск есть улица имени Полины Осипенко; в городе Кокшетау установлен памятник.
В городе Кызылорда есть средняя школа № 8 имени П. Д. Осипенко.
В 1939 году в центре города Оренбурга был заложен сквер имени П. Д. Осипенко. Также её именем названа одна из улиц.
В её честь в 1985 году назван кратер Осипенко на Венере.
Имя «Полина Осипенко» носило рефрижераторное судно Латвийского Морского Пароходства.


Сорт сирени «Полина Осипенко»

Чухновский Борис Григорьевич
(28 марта (9 апреля) 1898, Санкт-Петербург — 30 сентября 1975

Именем Б. Чухновского названы улицы и переулки в Днепропетровске, Кольчугино, Омске, Ростове-на-Дону, Шахтах, Фурманове.

Имя Б. Чухновского нанесено и на географические карты:
им названы мыс на северном побережье острова Северо-Восточная Земля архипелага Шпицберген, бухта в Баренцевом море к северо-востоку от залива Русская Гавань на западном побережье северного острова Новой Земли (названа в 1930 году экспедицией Всесоюзного Арктического института на ледокольном пароходе «Г. Седов») и гора в Антарктиде.

Бабушкин Михаил Сергеевич

Одна из главных магистралей Северо-восточного округа Москвы называется улицей Летчика Бабушкина. Любопытно, что в этом округе многие улицы и проезды названы в честь знаменитых исследователей севера - Амундсена, Нансена, Седова...

Бабушкин Михаил Сергеевич работал на русском севере с 1920-х годов. Он совершил множество подвигов: эвакуировал со льдов норвежских охотников, спасал зверобоев и экипаж разбившегося дирижабля "Италия". Героическому летчику даже приходилось садиться на дрейфующие льдины.
Михаил Бабушкин был членом команды потерпевшего крушение "Челюскина" и потом помогал эвакуировать со льдов людей, спасшихся с этого злосчастного парохода. Бабушкин был вторым пилотом самолета, впервые севшего на Северный полюс, и получил звание Героя Советского Союза.

Улица Бабушкина застроена очень любопытными домами. К сожалению, большинство было построено уже после гибели великого летчика. Самый красивый дом построен в 1942 году и недавно отремонтирован.

К сожалению, летчик-герой трагически погиб. Он получил квартиру в "Доме на набережной" и должен был возвращаться в Москву. Но накануне перелета сломал ногу, за руль сел другой человек. При взлете двигатель загорелся, самолет сел на воду. Многие пассажиры спаслись, но Бабушкин, к сожалению, погиб из-за трагической случайности. Он бы выжил, но ему начали делать искусственное дыхание, а при переломе ребер это запрещено.

Бабушкин был героем и умер героем. Есть улица Летчика Бабушкина в Лосиноостровске (теперь Бабушкинский и Лосиноостровский районы города Москвы), станция метро "Бабушкинская", Бабушкинский парк. Любой москвич знает и помнит этого великого человека.

Остров Бабушкина — остров в составе архипелага Новая Земля.
Относится к территории городского округа Новая Земля Архангельской области России.
Расположен в заливе Чаева Баренцева моря у западного побережья острова Северный.
Высшая точка — 40 м нум.

Назван в 1930 году экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта и В. Ю. Визена на ледокольном пароходе «Георгий Седов» в честь полярного лётчика, Героя Советского Союза Михаила Сергеевича Бабушкина.

Молоков Василий Сергеевич

Один из островов в Красноярске назван в честь участника спасения челюскинцев Василия Молокова.

Остров Молокова расположен в центральной части города Красноярска на реке Енисей, соединен дамбой с островом Отдыха.
Он назван в честь участника спасения экспедиции С. И. Челюскина Героя Советского Союза Василия Сергеевича Молокова. До этого остров назывался Телячьим.

В 1934 г. было принято решение о создании гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских в Красноярске. Строительство развернулось на острове Телячьем. Спустя год красноярский летчик Василий Сергеевич Молоков был удостоен звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев, и в том же году остров Телячий с уже построенным Красноярским авиаремонтным заводом был переименован в остров Молокова.

Весной 1966 г. во время ледохода произошло полное затопление производственных площадей авиаремонтных мастерских и жилого поселка на острове Молокова. Уровень воды не снижался две недели. В 1974 г. авиаремонтные мастерские переехали в Советский район Красноярска, где в настоящее время располагается жилой массив Взлетка.



В 2013 г. было решено превратить остров Молокова в территорию активного отдыха общей площадью почти 16 га. Согласно проекту планировки, на острове будут размещаться только объекты туристического, спортивного и культурного назначения.

Планируется создать из двух островов — Отдыха и Молокова — единую спортивно-рекреационную зону с пикник-парком, пешеходными и велосипедными дорожками, детскими игровыми и спортивными площадками, беседками, автостоянками и так далее. Работы планируется завершить к 2022 г.
2

Чкалов Валерий Павлович

Легендарный советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Экипаж самолета АНТ-25, командиром которого был Чкалов, в 1937 году впервые в мире совершил беспересадочный перелет из Москвы в Ванкувер, проходящий через Северный полюс. Протяженность маршрута составила более 8,5 тыс. км, перелет занял 63 часа.

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем названы города и улицы. Самый грандиозный монумент установленв в Нижнем Новгороде.

В честь Чкалова назван остров в Сахалинском заливе Охотского моря, отделяющий от морского пространства лагунный залив Счастья. Находится в 5,5 километрах от побережья материка. Ранее назывался остров Удд, переименован в честь легендарного лётчика Валерия Чкалова (1904—1938). Постановлением ВЦИК СССР в 1936году переименован в честь лётчика Валерия Чкалова.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОРОНИН

5 (17) октября 1890 – 18 октября 1952.

Ледовый капитан советского ледокольного флота, участник многих экспериментальных, исследовательских и поисково-спасательных экспедиций в Арктике, посвятивший всю жизнь работе в ледовитых морях. Капитан 2-го ранга, участник Великой Отечественной войны, орденоносец.

В октябре 1952 года, при выполнении снабженческой операцию в Хатангском заливе на ледоколе «Иосиф Сталин», в сложных штормовых условиях, рано утром 17 октября прямо на мостике ледокола у капитана Воронина случился инсульт. Ледокол прекратил работы и направился в порт Диксон, где находилась ближайшая больница, но живым доставить его не успели, он умер на подходе к острову Диксон.

Именем капитана Воронина названы:

- дизель-электрический ледокол;
- Арктический морской институт в Архангельске - https://ami-voronina.ru;
- множество улиц в различных городах;

Географические объекты в Арктике и Антарктике:
  • подводный жёлоб и острова Воронина в Карском море,
  • мыс и ледник Воронина на Земле Франца-Иосифа,
  • залив Воронина в Баренцевом море (на острове Солсбери),
  • губа и бухта Воронина на Новой Земле,
  • мыс Воронина на Земле Виктории и бухта Воронина на Земле Королевы Мод в Антарктике.
  • В столице Арктике – в порту Диксон, одной из главных улиц было присвоено имя капитана Владимира Ивановича Воронина.


БЕЛОБРОВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

14.10.1894 г. – 08.11.1981 г.
«Гидрограф-геодезист, профессор, доктор географических наук, инженер-капитан 1 ранга.

Один из основоположников школы Советской гидрографии. Многие годы был заведующим кафедры "Гидрографии" АРФ ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.

В 30-е годы Андрей Павлович преподавал в Гидрографическом институте и обучал студента Якова Кобленца, а в конце 60-х годов в ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова читал лекции по «Гидрографии моря» нашему курсу гидрографов.
Когда мы выпускались из училища, Андрей Павлович короткой запиской поздравил с этим событием нашего отца Якова Павловича, а в конце её сообщил, что считает меня своим «учебным внуком». В нашем выпуске, гидрографов 1972 года, было ещё два «учебных внука» - Борис Архангельский и Юрий Гаазе и надо сказать, что мы своей работой в Полярной гидрографии не подвели профессора Белоброва!

Андрей Павлович мне запомнился высоким, седовласым с орлиным профилем и военной выправкой. На третий этаж учебного корпуса на Заневском проспекте дом 5, в свои 75 лет он не поднимался, а «взбегал» без особого напряжения. Мы его как-то спросили, каким образом он поддерживает такую спортивную форму? Он ответил, что никогда не занимался спортом, но всю жизнь занимается физической культурой!
На лекциях, мы его часто просили рассказать о службе в Российском Императорском флоте, и об участии в Великой войне. Рассказывал он очень дозировано, так как его оценки событий тех лет, были часто не в русле политики государства. Мне запомнились его короткие рассказы о получении мичманских погон и кортика из рук императора Николая II, о торжественном банкете в честь выпускников трёх Морских корпусов, о «Ледовом переходе» кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт, о встречах с А.В. Колчаком.
Помним профессора Андрея Павловича Белоброва!»

Автор публикации
инженер-гидролог, полярник, штурман санно-тракторных поездов в Арктике
И. Я. Кобленц.

Контакты:
+7 (926) 426-94-80
polaraviation@bk.ru
Реквизиты
ИНН 2469004676
КПП 246901001
ОГРН 1222400006366
АНО "Содействие сохранению истории полярной авиации"
Адрес:
647340, Российская Федерация, Красноярский край,
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район,
пгт. Диксон, ул. Воронина, д. 4, кв. 37